Теория критического рационализма карл поппер

Гегель, Маркс и последствия". Для Поппера история сводится к решениям отдельных людей и их действиям на основе этих решений. Обвиняя марксизм в "методологическом коллективизме", Поппер объясняет его роковым влиянием идей Платона и Гегеля.

Социальная философия "критического рационализма" получила большое распространение в х годах XX века. Первоначально Кун изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, но в конце учебы увлекся историей науки. Первая его книга вышла в г. Опубликованная в г. В этой книге Кун ввел понятия, которые затем широко вошли в язык ученых: Если для Поппера догматизм как противоположность критицизму суть то, что превращает науку в псевдонауку или метафизику, то для Куна определенного рода догматизм, твердая приверженность хорошо подтвержденным и плодотворным системам взглядов — необходимое условие научной работы.

Критический рационализм

Основной прогресс в получении и расширении знания, с его точки зрения, происходит не тогда, когда ученые вовлечены в попперовские критические дискуссии, а когда сплоченная единством взглядов и основных идей можно сказать — догм группа специалистов занимается планомерным и настойчивым решением конкретных научных задач. Для Куна существенно то, что наукой занимаются не в одиночку; молодой человек превращается в ученого после длительного изучения своей области знания — на студенческой скамье, в аспирантуре, в лаборатории под надзором опытного ученого. В это время он изучает примерно те же классические работы и учебники, что и его коллеги по научной дисциплине, осваивает одинаковые с ними методы исследования. Легко заметить, что все эти понятия оказываются тесно связанными: В зрелых научных дисциплинах — в физике, химии, биологии и т. Так, в физике примером этому является ньютоновская парадигма, на языке которой ученые говорили и думали с конца XVII до конца XIX века. Поэтому большинство ученых освобождено от размышлений о самых фундаментальных вопросах своей дисциплины: Потому что на основе принятой парадигмы уже удалось решить множество подобных проблем. Парадигма задает общий контур решения, а ученому остается показать свое мастерство и изобретательность в важных и трудных, но частных моментах. Но длительные этапы нормальной науки в его концепции прерываются краткими, однако полными драматизма периодами смуты и революций в науке — периодами смены парадигм. Эти времена подступают незаметно: Поначалу это не вызывает особых опасений, никто не кричит, что парадигма фальсифицирована. Ученые откладывают эти аномалии — так Кун называет нерешенные головоломки и не укладывающиеся в парадигму явления — на будущее, надеются усовершенствовать свои методики и т.

Сколько стоит написать твою работу?

Однако когда число аномалий становится слишком большим, ученые — особенно молодые, еще не до конца сросшиеся в своем мышлении с парадигмой — начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой. Начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Научное сообщество часто расслаивается в этот период, новаторам противостоят консерваторы, старающиеся спасти старую парадигму. Они готовы поверить и пойти за теми, кто, по их мнению, выдвигает гипотезы и теории, которые смогут постепенно перерасти в новую парадигму. Таким образом, окончательная картина развития науки, по Куну, приобретает следующий вид: Переход от одной парадигмы к другой Кун сравнивает с обращением людей в новую религиозную веру, во-первых, потому, что этот переход невозможно объяснить логически и, во-вторых, потому, что принявшие новую парадигму ученые воспринимают мир существенно иначе, чем раньше — даже старые, привычные явления они видят как бы новыми глазами.

теория критического рационализма карл поппер

Наиболее глубоким и последовательным критиком концепции смены парадигм стал последователь К. Лакатос, который разработал одну из лучших моделей философии науки — методологию научно-исследовательских программ. Философия науки — это философское направление, исследующее наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Куна о науке как социокультурном феномене: Понятие "научная революция" в исследовательских программах И. Анализ и выявление идей и концепций, выдвинутых крупнейшими представителями философии науки, соответствующих этапу позитивизма и постпозитивизма. Основоположники позитивизма - О.

теория критического рационализма карл поппер

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса Идея концепции Лакатоса и ее цель. Недопустимость абсолютизации и субъективизации методологии. Односторонность априоризма и антитеоретизма. Социально-культурный фон научной методологии. Верификация Верификация от лат. Логика социальных наук К. Поппера Метод и общественные науки. Человеческий фактор и социальная теория. Науки естественные и социальные, теоретические и исторические. Проблема свободы от оценочных суждений. Возникновение и развитие античной демократии. Гераклит - основоположник теории "избранных и посвященных".

теория критического рационализма карл поппер

Критика общественно-политических взглядов Платона. Постпозитивизм Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Удмуртский государственный университет Кафедра философии Постпозитивизм. Наше предельно краткое изложение некоторых положений учения Карла Поппера не дает, разумеется, полного представления обо всем многообразии его идей. К счастью, большинство основных работ этого мыслителя издано на русском языке, и любой желающий особенно профессиональный ученый может с ними ознакомиться. Похожие темы От верификационизма к фальсификационизму "критического рационализма" Поппера — Лакатоса Критический рационализм К. Поппера Критический рационализм К. Поппера Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического рационализма К. Поппера Критический рационализм и структурализм Критический рационализм в экономике: В XIX веке немецкий мыслитель Кантор пришел к выводу, что наряду с потенциальной бесконечностью имеет смысл, то есть существует и актуальная бесконечность. Причем, по Кантору, два бесконечных множества равны между собой, если их элементы образуют пары с отношением один к одному. Рассел принял эту идею Кантора.

теория критического рационализма карл поппер

Он приводит в качестве примера роман Лоренса Стерна: В романе Шенди описывает первые дни своей жизни; на что у него уходит два года. Он беспокоится, что с такими темпами никогда не закончит автобиографию. Рассел же считает, что если применить подход Кантора, то получается, что если Шенди будет жить вечно, то в летописи его жизни не будет упущен ни один день. Если бы у философии не было серьезных проблем, ей просто не было бы оправдания. Именно оно объединяет Витгенштейна — позитивиста и Витгенштейна — мистика…. Витгенштейн не показал мухе выход из мухоловки. Все дело, однако, в том, что К. Витгенштейна за идеи, от которых последний уже отказался. В этой своей работе он уже отказывается от теории языка как образа мира и отнюдь не отвергает метафизические проблемы. Напротив, он пытается с помощью рассудка провести границу между смыслом и бессмыслицей; да язык нередко мешает нам увидеть эту бессмыслицу, но язык же побуждает нас обратиться к невыразимому, к тайне, которую он показывает, но не может высказать.

  • Бесплатно черно белое видео
  • Винт на лодочный мотор ямаха 40 эндуро
  • Лучший рыболовный магазин в нижнем новгороде
  • Тур глухие рыбалка
  • Именно в сфере невыразимого, мистического рождаются и решаются наиболее важные для человека и философии проблемы; Л. Но подобные же идеи обосновывает и сам К. Поппер прав, отвергая общие предложения, являющиеся результатом индуктивных выводов. Именно поэтому общие предложения должны быть заменены предложениями, содержащими запрет на некоторые возможные явления. Его нельзя ощутить, увидеть воспроизвести в лабораторных условиях — именно поэтому, согласно критериям самих позитивистов, он лишен смысла. Нельзя доказать, что научная теория истинна, но можно доказать, что она ложна, считает К. Именно поэтому чтобы иметь право назвать теорию или гипотезу научной, истинной и т. Реальный процесс познания, конечно же, - сложное, противоречивое явление. В процессе познания используются как индукция, так и дедукция. Как метод верификации, так и метод фальсификации. Поппер прав, отмечая недостатки индуктивного метода, но и метод фальсификации в отрыве от индукции также в достаточной степени ущербен. Фальсификационализм опровергает недостаточно обоснованные теории, однако он бессилен объяснить прогресс научного знания, базирующийся прежде всего все же на индукции. Индуктивно полученным выводам не всегда достает точности, но корректируются они все-таки не столько гипотезами, сколько более точными наблюдениями. Критический рационализм исходит из того, что знание должно быть максимально объективным и не зависеть от суждений отдельных людей или групп. Подразумевается невозможность существования абсолютного знания — догматов. По моему мнению, именно этот метод представляет собой метод науки. Его введение, по-видимому, было уникальным событием в человеческой истории. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. Наука по самой своей сути явление социальное.

    Постпозитивизм

    Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, с изменением ее статуса в жизни общества и с развитием самого общества в целом. Основные идеи этого течения: Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний. Отказ от всяких жестких демаркаций. Подчеркивание роли философии как одного из важных факторов научного исследования. Учет и анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки.

    Игорь 14.12.2017

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *